воскресенье, 22 декабря 2013 г.

ДК И Т НКМЗ – жемчужина северного Донбасса

Долгие годы ДК и Т НКМЗ, являясь памятником архитектуры Украинской ССР, памятником архитектуры СССР, радует глаза новокраматорцев и их гостей утонченной красотой внутренней и внешней отделки, вызывает особое восхищение центральным залом. Без преувеличения можно сказать, что Дворец, это визитная карточка, жемчужина не только Краматорска, но и всего северного Донбасса. Называть его заводским будет правильно – заводчане его построили, завод его поддерживает. Но гордится дворцом весь город. Это единственное здание Краматорска, которое присутствует в каждом буклете о городе, являясь, по сути, архитектурным символом Краматорска.


Дворец трех директоров
За время строительства ДК и Т НКМЗ на заводе сменилось три директора. Начинали строительство при директоре И.Т. Катериниче, основная часть строительных работ была выполнена при директоре В.И. Глазырине (1954-1963), а заканчивали строительство уже при директоре В.А. Масоле. Поэтому Дворец иногда называют «Дворцом трех директоров».

У Дворца сложная судьба, и он вряд ли был бы построен без личного участия послевоенного директора завода И.Т. Катеринича – в 1949 году именно он принял волевое решение о необходимости строительства нового Дворца.
Под катом полная история строительства и реконструкции этого памятника архитектуры ушедшей эпохи. Она собрана буквально по курупицам из разных источников...
У Дворца сложная судьба, и он вряд ли был бы построен без личного участия послевоенного директора завода И.Т. Катеринича – в 1949 году именно он принял волевое решение о необходимости строительства нового Дворца. В 1949 году после окончания войны прошло всего четыре года, всего три года прошло после изготовления на НКМЗ первого послевоенного блюминга для Закавказского металлургического завода, два года после начала изготовления на НКМЗ первой в СССР шахтной электроподъемной машины с бицилиндроконическим барабаном, всего год прошел после выпуска на заводе первого экскаватора ЭШ – 4/40 и 15 кубового ЭГЛ-15. Несмотря на то, что в 1949 году НКМЗ достиг уровня производства, запланированного на 1950 г., большая часть краматорчан все еще жила в землянках и бараках. Для того чтобы принимать решение о строительстве такого архитектурного шедевра в сложившихся тогда сложных условиях, надо было быть дальновидным и волевым человеком.

Да и построили наш Дворец только со второй попытки. Впервые его (ДК и Т им. Сталина) начали строить еще в 1940 году по проекту архитектора Иосифа Каракиса (в соавторстве с Л. Юровским) - на фото, ниже этого абзаца. Располагаться он должен был примерно на том же месте, что и современный Дворец. При этом он должен был иметь радиальную форму фасада, в центре площади перед ним, в соответствии с проектом, должен был стоять монумент в виде высокой колонны. От колонны должны были расходиться, как лучи звезды, пять улиц. Самая главная из них – проспект им. Сталина должен был стать логичным продолжением центральной площади, окруженной домами с башенками и одновременно служить плацем для проведения парадов.
До начала войны успели построить только фундамент ДК и Т и подвалы из красного кирпича, говоря по-другому – вывели ноль. Во время оккупации города в подвалах недостроенного Дворца немцы оборудовали мощные склады боеприпасов. Уже после войны эта постройка из красного кирпича еще долго возвышалась посреди поля и была излюбленным местом игр местной детворы.

Вторая попытка

31 мая 1955 г. решением Министра тяжелого машиностроения №74 был утвержден новый проект строительства Дворца. Разрешение инспекции Госстройконтроля №54 на начало строительства выдано 26 октября 1955 г. Само же строительство началось только в 1956 г. с разборки старого фундамента и подвалов недостроенного дворца. Строительные работы и оформление ДК и Т велись в три этапа с октября 1956 по апрель 1965 года . Официальная сдача в эксплуатацию состоялась только 1 мая 1965 г. Стоимость работ в соответствии со строительной сметой составила 19,7 млн. рублей. Для оформления интерьеров дворца были доставлены картины и скульптуры из хранилищ музеев, картинных галерей с разных уголков Советского Союза. В декабре 1974 года Дворцу был присвоен статус памятника истории и архитектуры УССР. А в январе 1986 года ДК и Т НКМЗ признается памятником истории и культуры СССР.
По авторству проекта Дворца в различных документах существуют определенные разногласия и нестыковки. Так в Большой Советской энциклопедии говорится, что Дворец построен по проекту московского архитектора Баталова. В Краматорске общепринято считать, что его построили по проекту архитекторов из Николаева В.Н. Ковровой, Н.А. Шаповаленко и Г.И. Несеченко.

В первом акте ГАСК «Дворец культуры и техники НКМЗ 1962 г. (клубная и сценическая часть)» от 9 октября 1962 г., утвержденном решением исполкома Краматорского городского совета депутатов трудящихся от 10 сентября 1962 г. №504, говорится «Построен в 1962 году по проекту Николаевского облпроекта, архитектор В.И. Добровольская».

Во втором акте ГАСК «Дворец культуры и техники НКМЗ 1963 г. (спортивная часть)» от 18 июня 1963 г., утвержденном решением исполкома Краматорского городского совета депутатов трудящихся от 21 июля 1963 г. №32 говорится – «Построен в 1962 году по проекту Николаевского облпроекта, архитектор В.И. Добровольская».

Зато в третьем акте ГАСК «Дворец культуры и техники НКМЗ 1964 г. (центральная часть)» от 23 сентября 1964 г., утвержденном решением исполкома Краматорского городского совета депутатов трудящихся от 30 сентября 1964 г. №539, уже говорится – «Построен в 1962 году по проекту Николаевского облпроекта, архитектор Коврова».

При этом в Паспорте на памятник архитектуры Украинской ССР записано: «Дворец культуры и техники НКМЗ им. Ленина начал строиться в 1956 году по заказу Ново-Краматорского машиностроительного завода, введен в эксплуатацию в 1963 году. Проектная организация – Николаевский «Облпроект», авторы проекта арх. Н.А. Шаповаленко, Г.И. Несеченко, гл. архитектор проекта В. Коврова, конструктор Порецкий. Декоративная роспись лекционного зала и комнаты сказок выполнена ростовскими художниками по эскизам художника Тальского».

Что не вызывает сомнений, так это технические характеристики Дворца. Пятиэтажное здание Дворца представляет собой три симметрично расположенных и связанных между собой объема. Портал центральной части решен в коринфском стиле, все здание выполнено в стиле социалистического классицизма. В здании ДК и Т размещен большой зрительный зал, клубная часть с малым залом, музей НКМЗ, спортивная часть. Крытый бассейн ДК И Т был построен первым в области. Примечательно, что подвал Дворца расположен под большей частью здания и имеет два уровня. Поэтому можно смело утверждать, что ДК и Т представляет собой семиэтажное здание.

Примечательно, что изначально перед Дворцом фонтанов не было. На их месте был разбит красивый сквер, в котором было много роз, лавочки и газоны. Фонтаны перед ДК и Т появились уже позднее и проработали не долго. Возможно, и сейчас стоит, вместо неработающих уже несколько десятилетий фонтанов, опять на их месте разбить сквер – это могло бы стать прекрасным решением затянувшейся проблемы.

Стены Дворца из кирпича, облицованы плиткой из инкерманского камня. Колонны – железобетонные монолитные. Облицованы также камнем, ступени гранитные, цоколь облицован гранитом, кровля – металлическая. Здание состоит из 6 секций, общим объемом 83 000 м куб., полезной площадью 12 820 кв. м, рабочей площадью 11 400 кв. м. Фундаменты здания были построены Краматорским СУ «Тяжмашстрой», наземная часть с 1957 по 1959 г. строилась Краматорским СУ «Жилстрой», с 1959 по 1963 гг. – СМУ НКМЗ. В 1959 недовольный темпами строительства, директор НКМЗ В.И. Глазырин принял решение о передаче объекта СМУ НКМЗ. Строительство Дворца НКМЗ вел исключительно за средства завода, не используя средств министерства, возможно, из-за этого и получились столь длительные сроки его строительства.
Внутреннее наполнение дворца так же заслуживает отдельного внимания. Так во Дворце два занавеса: основной и суперзанавес. Установленные при открытии Дворца суперзанавес и первая люстра концертного зала изготавливались в мастерских Большого театра в Москве. Суперзанавес, как и люстра, сам по себе являлся уникальной вещью и весил около полутора тонн. Люстра, освещавшая главный зал дворца, весила три тонны. В ней было 47 ламп по 40 Вт, и два круга из 200 специальных ламп, имитирующих свечи. Для плавного включения и выключения люстры применялось специальное устройство, создающее эффект плавного затухания и увеличения яркости ламп.
Они строили Краматорск
О СМУ НКМЗ и его роли в строительстве Краматорска, как города, стоит сказать отдельно. Созданное в мае 1944 года строительно-монтажное управление НКМЗ изначально называлось «Главстройтяжмаш», а целью его существования было определено восстановление Новокраматорского завода и Соцгорода. К концу 1946 года его строители ввели в эксплуатацию 243547 кв. м производственной и 28405 кв. м жилой площади, то есть 414 домов. Ими были восстановлены и вновь построены кинотеатр «Родина», ДК им. Пушкина, пионерлагерь на 2100 человек в Святогорске, 11 детских садов и яслей, 7 школ, больничный городок, хирургический корпус, поликлиника, способная за сутки обслужить 1500 человек, профилакторий, стадион. К середине шестидесятых годов СМУ прочно завоевало в городе авторитет солидной строительной организации. Ему поручали и были выполнены работы по строительству дрожжевого и пивоваренного заводов, швейной фабрики. Было поручено возведение зданий, которые сформировали архитектурный облик центра Краматорска. Это Дворец культуры и техники НКМЗ, центральный универмаг «Кристалл», городской узел связи, торговый центр с универмагом «Прогресс», автовокзал, аэропорт, первые девятиэтажные дома по ул. Дворцовой.

Вот как писал о строительстве ДК и Т в своей книге "След на земле" бывший гл. инженер СМУ В. Цыбулько. Главным инженером СМУ тогда работал Георгий Федорович Мартыненко, начальником строительного участка №1 – Тимофей Феопентович (Филиппович) Бут, старшим прорабом – Иван Михайлович Калугин, прорабом – Василий Иванович Чубукин, мастерами - Николай Павлович Александров, Витеслав Андреевич Дмитров, Иван Иванович Полозок, Федор Максимович Конько, Магдалина Николаевна Аюева, Александр Семенович Моругин.

При строительстве Дворца площадью 14,5 тыс. м2 был затрачен колоссальный объем ручного труда. Гранитный цоколь, ровные стены, карнизы - все это требовало облицовки после возведения стен, когда перемычку над окном кран поставить уже не может, и большой гранитный камень поднять нечем. Для этой цели придумывали различные приспособления. Приходилось также вручную подгонять каждый камень облицовки и часто зачищать кладку ручными терками, изготовленными из полотен лучковых пил. Облицовку колонн контролировали фанерным, во всю высоту, шаблоном, а необходимый профиль колонн достигался теми же ручными терками. На облицовке здания трудились каменщики бригады Антона Копнина – В. Чесняк, М. Керан, Л. Костенко. Плотники бригады Ивана Головина – А. Морозов, С. Яцута, Рынденко, Филатов, Неман и другие. Они не только строили леса, но и непосредственно обрабатывали камень.

Особым мастерством отличались бригадир лепщиков М. Вербило, лепщики Пирожков, В. Кофтарев, кровельщики Невструев, Кошкаров, стекольщик И. Тарарохин. В газетах того времени часто вспоминали фамилии облицовщиков Н. Гаенко, Г. Склярова, П. Суходольского, С. Маланина, И. Цвыха, М. Падалко, штукатура Л. Михайличенко, лепщика Н. Гарбуза, плотников бригады А. Серобабы, кровельщиков И. Нестерова. В море чертежей строителям помогала разбираться инженер УКСа Тамара Ивановна Цепелева. Все вопросы обеспечения транспортом и рабочими, доставки материалов начальник участка Т. Ф. Бут. Его помощник, старший прораб И. М. Калугин решал вопросы технического характера, следил за качеством работ и непосредственно занимался лепными работами.

Большая реконструкция Дворца

В 1984 году к 50-летию НКМЗ силами подразделений завода во Дворце была проведена большая реставрационная работа, о чем подробно писала заводская газета «За технический прогресс». Объем работ, говорилось в ней, их художественное выполнение, эстетическая выразительность составляли огромную трудность. Только за разработку эскизов оформления один солидный художественный фонд затребовал 450 тыс. рублей. В несколько раз больше потребовалось бы заплатить за исполнительский труд сторонней специализированной организации.

Руководством предприятия было принято решение проводить работы своими силами. При таком «хозспособе» заводом было перечислено 50 тыс. рублей строительно-монтажному управлению за облицовку стен и настилку полов сцены и около 80 тыс. рублей стоили реставрационные и оформительские работы. В итоге сложную работу выполнили труженики завода — представители социально-культурно-бытового и строительно-монтажного управлений, отдела главного механика, электроцеха, цеха специальной оснастки и других подразделений.

Творчество захватило буквально всех. Не было опыта исполнения такого вида реставрации, в особенности потолка центрального зала. Когда подняли из архива проект на лепные работы зрительного зала в его первозданном виде, встал вопрос: выдержат ли фермы, на которых подвешен потолок и как отразится удаление металлоконструкций мостика на прочность всего архитектурного ансамбля. Теоретическое обоснование работ было выполнено специалистами УКСа во главе с главным инженером Л.Б. Нейштадтом.

В короткий срок сложился творческий коллектив самых различных профессий. Начальник социально-культурно-бытового управления А.Н. Малахов разработал и предложил уникальное крепление лепных деталей. Главный механик объединения В.Ф. Задирака и главный энергетик В.С. Веремей совместно с коллективом ремонтно-механического цеха №4 и электроцеха принимали смелые ответственные решения. Лепные детали изготавливал один из первых строителей ДК и Т, лепщик-модельщик Л.М. Солопеев. Художник-конструктор В.Т. Самойлов за предельно короткое время изготовил форму лепного украшения по периметру карниза верхних балконов. Корона, венчающая центральный зал, превосходно вписалась в общую композицию.

Главным куратором работ по облицовке стен и лепке потолка был А.Г. Штанченко. Отливку и монтаж лепных деталей вели сотрудники социально-культурно-бытового управления плотники Я.С. Островский, В.Ф. Шабанов, М.А. Чумак, маляры В. Гринченко, Г. Грантова и другие. До 90 тонн гипса в совокупности пошло на все лепное великолепие.

В ходе выполнения работ оказалось, что прежние формы освещения зала не соответствуют новому оформлению. Было принято решение украсить зал новой люстрой (на фото). За основу была взята люстра Колонного зала Дома Союзов в Москве. За проектирование люстры взялся инженер-конструктор прессового оборудования А.П. Субботин и знаток кривошипных прессов Ю.Н. Любимов.

В лаборатории НИОМет инженеры исследователи В.В. Антонов и В.В. Соляник поработали над отливкой художественных поясков, в фасоннолитейном №2 опытные специалисты И.Л. Велигура и А.В. Немов над «скелетом» люстры - короной и балясиной. Инженер А.Т. Козловский создал механизм подъема — 1170 кг общего веса люстры — серьезная величина. Сборку люстры осуществила бригада слесарей-сборщиков цеха специальной оснастки, бригадир И.Л. Калинин. Созданная люстра органично вписалась в обновленный дизайн зала, составив композиционное единство идеи и формы. Интересно, что огромный объем лепных украшений зала совершенно не отразился на его акустике — слышимость в любых точках хорошая.

Также к этой дате была полностью заменена одежда сцены, выполнена отделка центрального холла. В концертном зале кроме работ, связанных с лепниной и облицовкой (потолок, карниз, бельэтаж, балкон и стены вокруг сцены), заменой кресел (вместо 1200 деревянных кресел было установлено 960 мягких), было полностью заменено звуковое оснащение зала. Под одеждой сцены в данном случае понимается основной занавес, суперзанавес, четыре плана кулис и еще один занавес-задник в глубине сцены. Кстати, стоимость суперзанавеса, каким оснащен сейчас наш Дворец, может приближаться к нескольким сотням тысяч долларов.

К 75-летию завода во Дворце была полностью заменена сцена, сделан современный ремонт гримерок. Были полностью заменены ступени главного входа. Как видите. Дворец не застыл в том виде, в котором был построен около полувека назад – он не только живет, но и развивается. ДК и Т НКМЗ всегда был и остается сейчас центром культурной и спортивной жизни Краматорска, являясь настоящим домом для множества выдающихся творческих и спортивных коллективов, городского театра, имеющих давнюю и славную историю, а также прекрасное настоящее. Без преувеличения можно сказать, что наш Дворец, это не просто красивое здание, это символ Краматорска, символ неограниченных возможностей завода НКМЗ.

О двойниках

Когда говорят о ДК и Т НКМЗ, общепринято заблуждение, что он является точной копией Дома корабела в Северодвинске и ДК в Николаеве. В ходу есть даже красивая легенда о том, что кто-то поехал в Северодвинск, увидел там уже построенный Дом корабела и захотел построить такой же в Краматорске. Но это не может быть правдой хотя бы потому, что строительство Дома корабела в Северодвинске началось на год позже начала строительства ДК и Т НКМЗ. Завершилось оно, правда, на два года раньше, чем в Краматорске, но у северодвинского Дома корабелов, при полной схожести в плане, всего три этажа, нет колоннады и ступеней, совершенно другое архитектурное решение и отделка фасада здания, предельно простое внутреннее оформление. Позже Дом корабела был переименован в Дворец культуры и спорта им. Ленинского комсомола (на фото).

В Николаеве же Дворец вообще состоит только из одной центральной части, которая так же предельно упрощена в сравнении с ДК и Т НКМЗ. Поэтому можно смело утверждать, что наш Дворец уникален и не имеет двойников.

Александр Олейник

4 комментария:

  1. скажите пожалуйста есть ли в ДК и Т НКМЗ спортивный зал для минифутбола или гандбола (20 х 40)

    ОтветитьУдалить
  2. Перед тем, как начинать каждое строительство на участке, поначалу изготавливаются геодезические исследования, а после съемки. Данные работы геодезические работы дозволяют получить очень точные показатели расстояния, углов и высот, найти границы и площадь участка, а его географическое координаты. Топографическая же съемка устанавливает полученные данные, а также подсобляет выстроить трехмерную модель местности. В последнее время чаще всего употребляется съемка в крупном масштабе. Она работает цели обновления генеральных намерений и составления чертежей.

    ОтветитьУдалить
  3. Однако в критериях исчезают «подводные камешки», которые не разрешат исключить крупную сумму либо же вы не успеете отыграть вейджер. Поэтому профессионалы рекомендуют отобрать игровые автоматы с бездепозитным бонусом с выводом бесплатные вращения за регистрацию в казино без депо, чтобы поднабраться навыка и получить настоящий шанс на победу.

    ОтветитьУдалить