четверг, 27 сентября 2012 г.

Металл и цемент: Краматорск, как все начиналось


Мы продолжаем рассказ о некоторых фактах из жизни Краматорска изложенных в трудах известного Краматорского краеведа Надежды Шляхтиченко (на фото).

В Краматорске власть к Советам перешла без кровопролития. В сентябре 1917 года городской Совет рабочих и крестьянских депутатов возглавил токарь механического цеха Н. И. Шкадинов. 27 апреля 1918 года немецко-гайдамацкие войска вступили на территорию Краматорска. В приказе № 6 по Краматорскому гарнизону командир дивизии «Черный орел» Гольдфедер писал: «Солдаты и офицеры экономических групп! Мы пришли на Украину – свою будущую колонию… Будьте хорошими хозяевами и вывозите все – от запасов продуктов питания до черного металла. Любой ценой пытайтесь отправить в глубь немецкой империи все, что вы найдете возможным!» Каждый день с завода на сортировочную площадку вокзала немцы подавали вагоны, груженные станками, чугуном, прокатом…
25 октября 1918 года немецко-гайдамацкие войска оставили Краматорскую, а в ноябре 1918 года в поселок вошло два полка атамана Краснова. С их появлением в Краматорской начался террор. Особенно свирепствовал полковник Черный. В первый же день красновцы повесили комиссара путей сообщения М.В. Павлича. Его тело неделю висело над переходным железнодорожным мостом. В новогоднюю ночь 1919 года на праздничном банкете красногвардеец Евсей Тищенко тремя выстрелами в упор застрелил полковника Черного, а утром 1 января 1919 года партизаны И.К. Мамая освободили станцию Краматорская.
В 1919 году было принято решение приступить к постройке бронепоездов на базе имевшихся в ремонте паровозов. Первый бронепоезд получил имя немецких революционеров Карла Либкнехта и Розы Люксембург. После постройки бронепоезда «Карл и Роза», решением ревкома 13-й армии Краматорский завод становится центром по ремонту бронепоездов. В 1919-1920 годах на заводе было построено и переоборудовано более сотни бронепоездов.
В июне 1919 года Краматорскую заняли войска Добровольческой армии генерала Деникина. 1 декабря 1919 года в Краматорской была восстановлена Советская власть.
17 ноября 1920 года постановлением Президиума Укрсовнархоза завод Краматорского металлургического общества был национализирован и преобразован в Краматорский государственный машиностроительный и металлургический завод (КГМЗ). Но уже через месяц из-за отсутствия сырья, финансов предприятие было остановлено и законсервировано. А 1 июня 1922, года после передачи в полное ведение Донугля, завод стал подсобными мастерскими. Тогда же в августе 1922 года была пущена не работавшая с 1918 года мартеновская печь, а 27 сентября 1923 года была задута доменная печь.
В октябре 1925 года машиностроительный и металлургический заводы были выделены из состава Донугля и преобразованы в трест «Краматорский машиностроительный и металлургический завод». Свое название «Краматорский машиностроительный завод» завод получил в июне 1934 года.
В 1928-1929 годах была проведена реконструкция и техническое перевооружение завода в результате чего появилась техническая возможность выполнения сложных заказов для народного хозяйства СССР. В то время гиганты машиностроения «Уралмаш» и «НКМЗ» только создавались, поэтому именно нашему заводу было поручено изготовление оборудования для «Запорожстали», «Электростали», Златоустовского металлургического завода, Мотовилихинского завода, московского завода «Серп и Молот», различное прокатное оборудование для ряда металлургических заводов. 
В то время завод изготавливал новые комплексы оборудования для доменных печей Магнитки, Кузнецка, Макеевки, мощные подъемные машины для шахт, шлаковые ковши для металлургии, дезинтеграторы типа «Тайзен», мощные краны. Рост производства, усложнение выпускаемых изделий, создание собственной проектно-конструкторской службы, требовали наличия высококлассных специалистов. Чтобы решить проблему конструкторских кадров, в конце 20-х в Краматорске открыли вечерний индустриальный институт, для конструкторов и технологов наркомчерметом организовывались заграничные командировки на передовые заводы того времени.
При строительстве Днепрогэса краматорчане сооружали шлюзовые ворота и металлоконструкции гигантстких мачт линий электропередач через Днепр. При изготовлении очень крупного и сложного по своей конструкции сооружения затвора «Баттерфляй» для шлюзового устройства, прямо на месте, без механической обработки, была осуществлена пригонка с точностью 0,5 мм. Здесь же на СКМЗ впервые в СССР начали изготавливать непрерывный прокатный стан (блюминг).
В 1935-1941 годах СКМЗ начинает приобретать приоритетный профиль – производство прокатного, отделочного кузнечно-прессового оборудования и кранового оборудования. В 1938 году коллективами НКМЗ и СКМЗ в Москве был построен Крымский мост через Москву-реку. В начале сентября 1938 года специальная комиссия Комитета Обороны СССР рассмотрела вопрос о зоздании на краматорских заводах производства морского и сухопутного артиллерийского вооружения. Первая военная продукция была выпущена в 1940 году. Тогда продукция пошла в Одессу, Комсомольск на Амуре, Ленинград. В послевоенные годы на заводе помимо «гражданского» оборудования выпускалось также артиллерийское вооружение для крейсеров и тележки для транспортировки ракет к стартовым площадкам…
Цемент
В декабре 1911 года в Брюсселе было создано «Акционерное общество портландцемент в Константиновке». Учредителями общества стали Луи Ламберт и Стефан Сизеле. Полноправным агентом общества в России стал Валентин Гомон. В мае 1912 года Гомон приобрел у Краматорского металлургического общества 9 десятин земли для постройки нового завода и добычи сырья. Капитал общества состоял из трех миллионов франков и был разделен на 12 тыс. акций. Среди акционеров были крупные банки, фирмы, промышленники. Первым директором-распорядителем завода был Анри Фламан. Через 6 месяцев после начала работы завода на чрезвычайном собрании акционеров распределяли первую прибыль. Так начиналась работа современного цементного завода «Пушка»
Примерно через два года после начала работы цементного завода Луи Ламберта, в августе 1914 года в Краматорской были построены два завода «Акционерного общества цементных заводов «Гранулит» - кирпичный и цементный. Однако ввиду начала первой мировой войны пуск заводов не состоялся. Первую продукцию эти заводы стали выпускать только в 1916 году. Цементный завод ежемесячно выпускал 10 тыс. бочек цемента, а кирпичный 800 тыс. штук кирпича. В кассу предприятия ежемесячно поступало 25-30 тыс. рублей. А в 1917 году цементный завод уже выпускал 15 тыс. бочек в месяц. Интересным является тот факт, что первым Российским заводом выпустившим шлакопортландцемент был именно Краматорский цементный завод «Гранулит»…
Продолжение следует…

Комментариев нет:

Отправить комментарий