понедельник, 7 января 2013 г.

Его именем названа улица

Улица имени Катеринича Ивана Трофимовича

Одна из красивейших улиц нашего города носит имя Ивана Трофимовича Катеринича. В мае 1949 года он был назначен директором НКМЗ. Многое изменилось на заводе с его приходом. Поэтому после смерти И.Т. Катеринича в 1962 году его имя увековечили в названии улиц Краматорска, Горловки и Донецка.

Годы социалистической индустриализации выковали многих толковых, грамотных специалистов, талантливых организаторов. В этой когорте имен по праву занимает свое место и И.Т.Катеринич. В марте 1931 года он приехал на «Краммашстрой» молодым инженером. К этому времени за плечами уже были работа слесарем-ремонтником на Червонском сахарном заводе под Бердичевом, двухгодичные курсы механической профшколы, учеба в Киевском политехническом институте и руководство механическим цехом на Бердичевском машиностроительном заводе «Прогресс».

На НКМЗ ему предложили возглавить тогда еще строившийся ремонтно-механический цех № 4.Уже здесь ярко проявились незаурядные организаторские способности Ивана Трофимовича. Он многое делал, чтобы сплотить коллектив, привить людям стремление знать больше, работать лучше.

В конце 1934 года И.Т. Катеринича посылают в научную командировку в США. Вместе с ним выехали и два других новокраматорца - начальник бюро прокатного оборудования В,Л. Шваюн и ведущий инженер управления капитального строительства П.Г. Перепелица. Им пришлось выступать в нелегкой и малознакомой роли торгпредов. Они вели сложные переговоры со многими американскими фирмами, побывали на 25 заводах.

Наконец в феврале 1935 года им удалось подписать контракт с фирмой «Юнайтед Корпорейшен». Три миллиона долларов заплатила наша страна за проект стана. Кроме того, за 500 тысяч долларов были куплены чистовая группа рабочих клетей, комплект летучих ножниц и другое оборудование. Наши земляки придирчиво принимали изготовленные в Америке узлы и механизмы, тщательно просматривали техническую документацию. А когда через год возвратились на Родину, на четырех предприятиях страны - НКМЗ, СКМЗ, УЗТМ и Ижорском заводе приступили к изготовлению гигантского прокатного стана для «Запорожстали». Надо заметить, что в зарубежный проект нашими специалистами было внесено немало важных усовершенствований.

По возвращении И. Т. Катеринича из США он был назначен начальником самого крупного на заводе механосборочного цеха № 1. С его приходом сюда цех преобразился.

Свой трудовой день Иван Трофимович начинал рано утром с обхода участков, пролетов, мастерских. У него было правило: сначала обязательно поговорить со станочниками, потом – с бригадирами и мастерами. Это позволяло ему всегда хорошо знать положение в цехе. И потому в любой момент он мог принять правильное решение. Рабочие очень уважали И.Т. Катеринача за глубокое знание дела, за сердечность, простоту, за шутку. В 1938 году он был назначен главным инженером, а через полгода – директором Горловского машиностроительного завода имени С.М. Кирова. Вместе с коллективом этого предприятия помогал стране ковать победу над врагом на Урале, вместе с ним до 1949 года выпускал продукцию для восстановления шахтерского края.

Советское правительство высоко оценила героический труд людей, создавших и освоивших комбайн «Донбасс». Решением Совета Министров СССР восьми инженерам, среди которых был и И.Т. Катеринич присуждена Государственная премия. К тому времени он уже был награжден орденами – «Знак Почета», двумя Трудового Красного Знамени и медалями.

А мая 1949 года он был назначен директором Новокраматорского машиностроительного завода.

- Это был руководитель, который видел в работе главное, умел заглянуть в завтрашний день, - вспоминает из ветеранов предприятия П.И. Слизкий.

Многое изменилось на НКМЗ с приходом Ивана Трофимовича. Завод освоил изготовление сложных деталей турбин для энергетических объектов. Один за другим «зашагали» во все концы Союза мощные землеройные машины. В то время конструкторы разрабатывали чертежи новой машины ЭШ – 4/40, получившей затем признание на мировом рынке.

Во все вникал Катеринич. То он приходил в конструкторское бюро, чтобы посоветовать главному конструктору С.С. Гржибовскому сделать предварительно макет будущего экскаватора и по нему работать. То появлялся в цехе и смотрел, как идет обработка ответственной детали. То летел на Волго-Дон, где работали новокраматорские исполины.

На НКМЗ Иван Трофимович Катеринич работал директором сравнительно недолго – всего три года. Но он не прерывал связи с новокраматорцами и тогда, когда стал директором Донецкого машиностроительного завода имени 15-летия ЛКСМУ (ныне завод имени Ленинского комсомола Украины), заместителем председателя Донецкого совнархоза. Талантливый самодеятельный скульптор Владимир Клинский изваял из многотонной глыбы белого мрамора его бюст. Имя И. Т. Катеринич увековечено также в названиях улиц городов Донецка и Горловки.

Из краеведческого библиографического очерка  «Их именами названы улицы». Издан в 2006 г. Краматорской городской центральной публичной библиотекой. (Составители: В.И. Крихтенко, Л.И. Гетман)

Комментариев нет:

Отправить комментарий